Г л а в а III ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНОЕ
ДВИЖЕНИЕ ТВЕРДОГО ТЕЛА § 15. Задание плоского движения твердого тела Плоским или плоскопараллельным
движением твердого тела называется такое его движение, при котором каждая точка
тела движется в плоскости, параллельной некоторой неподвижной плоскости, например
движение колеса вагона на прямолинейном участке пути, движение шатуна кривошипно-шатунного
механизма. Рассмотрим движение плоской фигуры, представляющей собой
сечение тела, находящегося в плоском движении, плоскость , параллельной неподвижной
плоскости
(рис. 2.15). При плоском движении все точки тела, лежащие на прямой , перпендикулярной к
сечению , т. е. к плоскости , движутся тождественно. Поэтому вместо плоского движения тела достаточно изучить
движение плоской фигуры в ее плоскости. В кинематике твердого тела изучаются три основных вопроса:
задание движения тела, вычисление скорости какой-либо его точки и вычисление
ее ускорения. Кроме этих вопросов
изучаются и другие
вопросы, представляющие научный и технический интерес. Положение движущейся плоской фигуры в ее плоскости относительно
неподвижной системы осей координат
определяется положением какого-либо отрезка, жестко связанного с этой
фигурой (рис. 2.16). Положение отрезка
можно определить, зная радиус-вектор
точки
и угол , который образует отрезок
с осью . Точку
называют полюсом. При движении тела величины
и
будут изменяться в зависимости от времени, т. е. ; (2.44) . (2.45) Уравнения (2.44) и (2.45) называются уравнениями плоского
движения твердого тела. Теорема. Всякое перемещение плоской фигуры
в ее плоскости можно представить как совокупность двух перемещений: 1) поступательного
перемещения, зависящего от выбора полюса; 2) вращательного перемещения вокруг
полюса; угол и направление поворота от выбора полюса не зависят. Доказательство. Пусть в момент времени
фигура занимала положение
(рис. 2.17), а в момент времени
- положение . Переместим сначала
фигуру поступательно в положение а затем повернем ее
на угол
вокруг точки . Заметим, что поступательное
перемещение зависит от выбора полюса, а угол поворота не зависит от него. Действительно,
тот же переход из положения
в положение
можно осуществить, приняв за полюс точку
и переместив сначала фигуру в положение (причем все точки фигуры
получат перемещения, геометрически равные
и отличные от , а затем повернув фигуру
на
вокруг точки . Но углы ,
(2.46) так как отрезки
и
параллельны и повороты вокруг точек
и
происходят в одну сторону. Продифференцировав равенство (2.46), получим ;
, (2.47) т. е. угловая скорость и угловое ускорение не зависят от выбора полюса плоской
фигуры при плоском ее движении. § 16. Вычисление скорости
точки тела при плоском движении Положение любой точки
плоской фигуры можно определить радиусом-вектором (рис. 2.18) , (2.48) где
- радиус-вектор полюса ; - вектор, определяющий
положение точки
относительно системы , перемещающейся
вместе с полюсом
поступательно (движение тела по отношению к этой
системе представляет собой вращение вокруг полюса). Так как вектор скорости какой-либо точки равен производной по времени от
ее радиуса-вектора, то, продифференцировав радиус-вектор ,
определяемый зависимостью (2.48), получим скорость точки , (2.49) где
- скорость полюса ;
- производная, равная вектору скорости , которую точка
получит при , т. е. относительно
системы , или, иначе,
при вращении тела вокруг полюса .
Следовательно, скорость точки
во вращательном движении вокруг полюса |